Активизация познавательного процесса обучающихся посредством

В целях выявления и поддержки талантливых, творчески работающих учителей, расширения профессиональных контактов, внедрения новых педагогических технологий в систему образования города, пропаганды приоритетов образования, формирования общественного представления о творчески работающих педагогах, повышения престижа педагогической профессии, защиты интересов учительства в январе-феврале 2015 года проводится муниципальный этап областного конкурса «Учитель года -2015».

Активизация познавательного процесса обучающихся посредством

Сообщение Жулькова Светлана Васильевна » 07 фев 2015 09:47

Российское общество предъявляет сегодня школе новые требования. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний. Первоочередной задачей должно стать развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей. Именно они необходимы для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Противоречия:

Между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью подготовки его к взрослой жизни в быстро меняющемся мире
Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы
Между необходимостью все время увеличивать объем информации, включаемой в образовании, и возможностями организма ее усвоения
Между предметным образованием и целостным реальным миром
Между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей обучающихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний
Между «книжным» обучением и стремлением школьников приблизится к природе, участвовать в общественной жизни


Актуальность:

Требования нового «Образовательного стандарта» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности школьника и раскрыть его индивидуальные способности. С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Гипотеза:

Если использовать интеграцию в учебном процессе, то это позволит:

- исключить повторы в разных учебных предметах;

- углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;

- реализовывать взаимную систематизированную согласованность;

- стимулировать обучающихся к применению знаний в повседневной жизни.
Цель:

создание условий для активизации познавательного процесса обучающихся посредством интегрирования биологии с другими предметами.

Задачи:

Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
Развитие мотивации к самостоятельному научному поиску
Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения
Формирование навыков исследовательской работы, мыслительной деятельности в разносторонней сфере представлений и понятий
Формирование критического мышления благодаря разностороннему восприятию предмета.


Срок реализации проекта: январь – декабрь 2014.

Участники проекта: учитель, обучающиеся, учителя – предметники, администрация школы, родители.

Объект исследования: учебно – познавательная деятельность обучающихся.

Предмет исследования: организация учебного процесса через использование интеграции.

Этапы реализации проекта

I. Информационно-аналитический этап.

Цель:

Изучение сущности интегративной деятельности и литературы по проблеме.

Определение возможных направлений в интеграции биологии.

II. Практический этап.

Цель:

Составление программы элективного интегрированного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9-ых классов на тему: «Экология человека» (биология – экология ).

Включение элементов интеграции в содержание учебного процесса и внеурочной деятельности.

III. Реализация проекта.

Проведение интегрированных уроков, семинаров, проектов, конференций, элективного курса.

IV. Оценочный этап.

Определение эффективности организации работы по проекту.

Интеграция-это подчинение единой цели воспитания и обучения

однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках

образовательной системы на определенной ступени обучения.

Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни

Существует 3 уровня интеграции: внутри предметная, межпредметная и межсистемная. В своей работе применяю все 3 уровня интеграции. Внутри предметная интеграция имеет высокую степень интегрирования содержания, т. к. происходит укрупнение дидактических единиц содержания предмета. В результате исходная проблема не теряется из поля зрения ученика, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Используя межпредметную интеграцию, готовлю учащихся к восприятию новых природоведческих и обществоведческих понятий, закрепляю ранее изученное, даю дополнительные сведения, учу показывать связи, выделять общее и определять различия. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные). Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

Предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
Большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
Интегрированные уроки провожу с 5 по 11 классы. Мною разработаны уроки, интегрированные с географией, английским и немецким языками, историей, физикой, экологией, русским языком, литературой, физической культурой.

Я работаю в профильном педагогическом классе, кроме биологии преподаю следующие предметы: педагогика, психология, педагогическая практика, основы педагогического мастерства, психолого – педагогический практикум. Данные предметы являются сопряженными с биологией, что открыло мне как учителю широкое поле деятельности в их интеграции. Также в результате был достигнут определённый воспитательный эффект: более сильные ученики помогали более слабым, в детях выработалось чувство коллективизма и ответственности.

Межсистемная интеграция также имеет высокую степень интегрирования содержания, потому что объединяет в единое целое содержание образовательных областей с содержанием дополнительного образования. Обучающиеся активно участвуют в эколого-туристической игре «Следопыты природы», неделях биологии, исследовательских проектах, акциях «Елочка», «День Земли», туристических походах и поездках в Воронежский заповедник и по городам России, конкурсе им. В. И. Вернадского, научно-практических конференциях.

Работая в данной технологии, дети учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и предоставлять новые идеи.

Как аналитик провожу анализ процесса преподавания биологии, качества обучения по данному предмету, практическую оценку учебно-методических материалов. Работала по апробации учебных пособий по предмету биология по заказу Министерства образования и науки РФ в целях исключения случаев появления в учебных заведениях некачественных учебных пособий, и соответствия выпускаемых требованиям, предъявляемым учителями предметниками.

Я и мои коллеги с удовольствием работаем по данной методике, и как результат – повышение интереса учащихся к изучению биологии и других предметов, качества знаний и степени обученности детей.

Результатами своего опыта я регулярно обмениваюсь с коллегами.

Принимаю активное участие в городских и областных семинарах и конференциях.

Адрес сайта: http://site-d375c23.umi.ru/metodicheskij_seminar/
Жулькова Светлана Васильевна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 07 фев 2015 09:19

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение ДРОНОВА ИННА » 07 фев 2015 12:35

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!Мне очень показался интересным интегрированный подход к изучению биологии.Я думаю, что с помощью него активизируется познавательный процесс.Я на уроках русского языка я часто обращаюсь к литературе, с целью повышения активности обучающихся.
ДРОНОВА ИННА
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 24 дек 2011 17:50

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение Валентина Васильевна Панова » 07 фев 2015 14:38

Здравствуйте, уважаемая Светлана Васильевна, меня как и коллег очень заинтересовала ваша тема. Но возник вопрос. Вы указали, что интеграция позволит избежать повторов в учебных предметах. Но возможно ли это? Каждый отдельно взятый предмет может рассматривать один и тот же факт с разных точек зрения. Следует ли полностью исключить повторы схожих тем? Как Вы считаете?
Валентина Васильевна Панова
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: 04 фев 2015 20:51

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение ДРОНОВА ИННА » 08 фев 2015 15:36

Скажите пожалуйста, а кто создает планирование и разработки по интегрированным урокам?
ДРОНОВА ИННА
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 24 дек 2011 17:50

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение Жулькова Светлана Васильевна » 09 фев 2015 09:49

Уважаемая Валентина Васильевна, интеграция укрупняет дидактические единицы содержания предмета,расширяются и углубляются знания по исходной проблеме. Это позволяет исключить повторы по одинаковым темам в разных предметах.
Жулькова Светлана Васильевна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 07 фев 2015 09:19

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение Жулькова Светлана Васильевна » 09 фев 2015 09:51

Инна Борисовна, общего планирования интегрированных уроков нет. Они проводятся как открытые уроки, разрабатываются мною совместно с учителями предметниками.
Жулькова Светлана Васильевна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 07 фев 2015 09:19

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение Валентина Васильевна Панова » 09 фев 2015 12:44

Жулькова Светлана Васильевна писал(а):Уважаемая Валентина Васильевна, интеграция укрупняет дидактические единицы содержания предмета,расширяются и углубляются знания по исходной проблеме. Это позволяет исключить повторы по одинаковым темам в разных предметах.

Спасибо за ответ, Светлана Васильевна. Достаточно интересен Ваш подход к изучению биологии. Скажите, проявляют ли Ваши самостоятельно желание работь над проектами, проводить исследовательскую работу или же действуют по Вашей инициативе?
Валентина Васильевна Панова
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: 04 фев 2015 20:51

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение Жулькова Светлана Васильевна » 09 фев 2015 13:44

Валентина Васильевна, большинство учеников проявляет интерес к интегрированным урокам и сами предлагают тематику проектов по предметам.
Жулькова Светлана Васильевна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 07 фев 2015 09:19

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение Валентина Васильевна Панова » 09 фев 2015 15:18

Валентина Васильевна Панова писал(а):
Жулькова Светлана Васильевна писал(а):Уважаемая Валентина Васильевна, интеграция укрупняет дидактические единицы содержания предмета,расширяются и углубляются знания по исходной проблеме. Это позволяет исключить повторы по одинаковым темам в разных предметах.

Спасибо за ответ, Светлана Васильевна. Достаточно интересен Ваш подход к изучению биологии. Скажите, проявляют ли Ваши ученики самостоятельно желание работать над проектами, проводить исследовательскую работу или же действуют по Вашей инициативе?

Извините за опечатки!
Валентина Васильевна Панова
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: 04 фев 2015 20:51

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение ДРОНОВА ИННА » 09 фев 2015 19:14

Спасибо за ответ!
ДРОНОВА ИННА
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 24 дек 2011 17:50

Re: Активизация познавательного процесса обучающихся посредс

Сообщение Левченко Елена Петровна » 10 фев 2015 21:31

Добрый вечер, Светлана Васильевна. Как вши исследования могут быть использованы в начальном звене? С уважением, Елена Петровна.
Левченко Елена Петровна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 04 фев 2015 22:22


Вернуться в Учитель года - 2015

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron