Ерошенко Елена » 12 фев 2012 19:16
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу поделиться своим опытом работы с одарёнными детьми. В течение многих лет я занимаюсь индивидуальной работой с одарёнными детьми. Мои ученики успешно принимают участие в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. В 2010-2011 учебном году моя ученица Корнеева Валерия стала победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе. Именно поэтому стало возможным её участие в заключительном этапе олимпиады.
Заключительный этап XVI Всероссийской олимпиады школьников по литературе прошёл с 25-29 апреля 2011 года на прекрасной земле Белогорья.
Мне довелось представлять команду обучающихся Тамбовской области на этой предметной олимпиаде от Центрального федерального округа страны. Хотелось бы поделиться полученной информацией с учителями-филологами, быть может, кому-нибудь она пригодится в работе. В заключительном этапе XVI Всероссийской олимпиады школьников по литературе в городе Белгороде приняли участие обучающиеся 9-11-х классов из восьми федеральных округов Российской Федерации.
Расскажу подробнее об олимпиадных заданиях для обучающихся 11-х классов, так как я сопровождала от своего региона ребят именно этого школьного возраста.
Олимпиада проходила в три тура. Первый тур - комплексный анализ прозаического художественного текста (Ю.К. Олеша «Вишнёвая косточка».)
Второй тур- сопоставительный анализ 3-х поэтических произведений.( А.А.Блок «Пётр»(Евг. Иванову), И. Северянин «Отходная Петрограду» ,Н.Н.Берберова *** «Там мирный город якорь кинул».)
Конкурс выразительного чтения по трём номинациям: стихотворение, проза, исполнение авторских произведений. Этот конкурс баллами не оценивался. За него ребята награждались дипломами за лучшее выразительное чтение произведений по номинациям.
Третий тур- выполнение 5-и заданий: 1-е задание- определение названий произведений и их авторов (литература конца XIX-первой половины XX в.в.), в которых звучали приведённые 5 песен(тексты); 2-е задание- соотношение названий произведений ,их авторов (литература XX века) с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений;3-е задание - историко-культурный комментарий к очерку М.А.Булгакова «Москва Краснокаменная »;4-е задание-написание статьи в филологический журнал на тему: «Неологизмы в поэзии В.В.Маяковского»;5-е задание - предложение своего варианта ответа на письмо К.Чуковского М.Горькому (конец 1920-начало 1921 года).
Как видите, задания весьма непростые. По мнению компетентного жюри олимпиады, ребята выполняли задания первого и второго туров на достаточно высоком уровне, а вот задания третьего тура вызвали у школьников определённые затруднения. Особенно трудно ребятам было давать историко-культурный комментарий к очерку, так как при выполнении этого задания необходимо было иметь знания не только по литературе и истории, но и обладать достаточно широким кругозором по многим вопросам.
Организаторами олимпиады для участников и их сопровождающих была предусмотрена очень интересная программа досуга. После выполнения заданий каждого тура олимпиады нас ожидали интересные экскурсии. Мы посетили диораму "Прохоровское танковое сражение" – самую крупную диораму в России, в основу идейно-художественного замысла которой было положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором стала переломным рубежом в Курской битве. Мы побывали в Белгородском государственном академический театре имени М.С. Щепкина, где с интересом посмотрели пьесу «Вишнёвый сад», на Прохоровском поле, где нашему взгляду предстали очень интересные достопримечательности : Колокол единения трёх славянских народов, памятник победы «Звонница»,памятник «Воинам, павшим на Прохоровском поле»,храм Святых Апостолов Петра и Павла, музей истории Прохоровского танкового сражения, музей боевой славы «Третье ратное поле России».После посещения этих памятных для каждого россиянина мест мы все прониклись чувством глубокого патриотизма к нашей великой национальной истории. Думаю, что незабываемые впечатления от увиденного и услышанного останутся в памяти участников олимпиады на всю жизнь.
У меня от пребывания на всероссийской олимпиаде школьников тоже осталась масса незабываемых и полезных впечатлений: мне удалось побывать на встрече учителей-словесников России по обмену опытом работы с одарёнными детьми. Встреча была проведена в МАОУ «Лицей№38» города Белгорода в рамках всероссийской олимпиады. Вместе с коллегами из разных регионов страны я посетила мастер-классы «Использование нетрадиционных методов обучения на уроках литературы с целью развития творческих способностей обучающихся» (учитель Присухина И.В.), «От урока - к исследованиям» (учитель Рубанова З.С.),педагогические мастерские «Особенности работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиаде по русскому языку» (учитель Е.В.Гальченко) , «Приёмы активации и обратной связи на уроках литературы» (учитель Н.А.Тюмейко). На этих уроках я узнала много нового и интересного.
На подведении итогов встречи учителей-словесников России по обмену опытом работы с одарёнными детьми выступали знаменитые профессора, доценты, кандидаты филологических наук и мы, учителя-словесники, делились опытом работы с одарёнными детьми. Были рассмотрены как общие, так и частные вопросы анализа литературного произведения. Все присутствующие согласились с мнением о том, что основная ошибка школьников при выполнении анализа художественного произведения – смешение двух разновидностей филологического анализа текста (литературоведческого и лингвистического). По мнению жюри олимпиады, этого делать нельзя, так как у каждого вида анализа свой ракурс рассмотрения. Кандидаты филологических наук рекомендовали всем словесникам при подготовке школьников к олимпиаде по литературе обращать больше внимания на связь литературы с другими видами искусства и строго разграничивать два вида филологического анализа текста.
Результаты участия нашей области в заключительном этапе XVI Всероссийской олимпиады школьников по литературе следующие: Нехорошева Татьяна, обучающаяся МОУ СОШ № 1 города Котовска стала призёром Всероссийской олимпиады по литературе, Корнеева Валерия набрав 84 балла из 100 возможных, к сожалению, не дошла до победы совсем немного. Не знаю, как сегодня сложилась судьба Татьяны. Мне известно, что она мечтала поступить в православный университет Москвы. Уверена , что это у неё получилось, так как она стала победителем Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры в номинации «За лучшее эссе». Награду Татьяне вручал Патриарх Кирилл. Корнеева Валерия сегодня студентка 1-го курса факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова в Москве. Думаю, что полученная на заключительном этапе XVI Всероссийской олимпиады школьников по литературе информация обязательно поможет девушкам в дальнейшем обучении.