Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Кроме того, новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий. Научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации – одна из основных целей обучения в современной начальной школе. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Мой опыт работы по применению ИКТ доказывает, что у электронных учебных материалов имеется широкий образовательный потенциал. Благодаря им успешно решаются следующие дидактические задачи: предъявление учебной информации; информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов; поддержка различных активных форм занятий; отработка навыков и умений различного характера; контроль и оценка знаний учащихся.
Использование электронных дидактических материалов позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. С помощью компьютерных программ можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д.
В начальной школе мы активно используем интерактивную доску на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при подготовке к олимпиадам, внеклассным занятиям и др.
Обучение в нашем классе организовано при помощи электронных планшетов (девайсов). Планшет на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. В методическое обеспечение учебников входят электронные приложения для сопровождения учебного процесса. Каждый ребенок на каждом уроке имеет возможность доступа к электронному приложению. Мы работаем с планшетами с операционной системой Windows и операционной системой андроид, что значительно расширяет функциональные способности детей, учит их применять свои способности в различных, подчас нестандартных ситуациях. У учащихся значительно повышается познавательный интерес, самооценка, они начинают верить в себя, в приоритет современных знаний и способов их достижения, у ребят развивается умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Средства ИКТ являются наиболее эффективным средством реализации проектных методов обучения. Ребята не только оформляют свои проекты в виде презентаций, но и проводят исследования с применением цифровых видео и фотокамер, ведут сбор информации в сети интернет, общаются в сети со своими сверстниками из других городов.
Электронный журнал обеспечивает как возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник». Учитель назначает задания и всему классу целиком, и подгруппе учащихся, и даже отдельному ученику, формируя групповые и индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий. Кроме того, в электронном дневнике заключен большой воспитательный потенциал: в нем создается электронная сеть класса, ребята размещают свои материалы, общаются друг с другом и учителем, эффективно решается проблема информирования о предстоящих и текущих событиях.
При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить, какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей; какие уроки целесообразно делать компьютерными; как организовать компьютерные занятия.
Но не стоит чрезмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровой образовательный ресурс применить необходимо.
Я думаю, что рациональное использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе.
Работая по новому образовательному стандарту, учителя начальной школы накопили немало материалов по данной теме. Предлагаю вашему вниманию несколько из своего опыта работы. Надеюсь, они пригодятся в работе. С удовольствием рассмотрю ваши пожелания и предложения.
http://morshsosh6.68edu.ru/svet/svet2.html