Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа №5»
Методический семинар на тему:
«Развитие коммуникативной компетентности
младших школьников
на уроках русского языка
в условиях реализации ФГОС.»
Речь – это деятельность людей, использующих средства языка для общения, для передачи определённой информации, для побуждения к действию. Она является средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения является развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского, и др. И.Н. Агафонова в статье «Развитие коммуникативной компетентности учащихся» отмечает, что «Коммуникативная компетентность выступает как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное и эмоционально благоприятное (психологически комфортное) для участвующих сторон. В её структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты «вплетаются» в них, сопровождая их развитие.
В ценностно-смысловом компоненте мы развиваем позитивное отношение ребёнка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям (одноклассникам) через расширение понимания их, принятия и уважения. В поведенческом компоненте мы, прежде всего, ориентируемся на развитие конкретных коммуникативных умений».
Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике преподавания их обычно называют речеведческими - М.Т.Баранов, Г.М.Иваницкая, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и др.) – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.
В понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности.
Коммуникативные действия обеспечивают:
• социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
• умение слушать и вступать в диалог;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В концепции формирования универсальных учебных действий определены следующие виды коммуникативных действий:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Проблемой развития речевых навыков младших школьников я занимаюсь давно. Опыт работы в школе, где обучались дети с нарушением речи, а также изучение научно – педагогической литературы и опыта педагогов позволили выявить следующие противоречия:
а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;
в) между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учащихся начальных классов и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;
г) между накопленной богатой практикой обучения в начальной школе и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.
Поэтому перед собой я ставлю цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Задачи:
• формировать у учащихся общеучебные навыки и умения, способы познавательной деятельности, обеспечивающие успешное изучение любого предмета;
• воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке;
• обучать сотрудничеству, навыкам работы в группе, владению различными социальными ролями в коллективе, умению использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию;
• развивать коммуникативную компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач на уроках я реализую следующие педагогические технологии:
-технология работы в группах;
- технология деятельностного метода обучения;
- технология проектного обучения;
- методы исследовательской деятельности;
- технологию моделирования;
- технологию игровых методов.
Чтобы повысить эффективность процесса освоения младшими школьниками коммуникативной компетенции, на уроках широко использую групповую работу учащихся, которая помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
На уроках русского языка предлагаю детям в группах понаблюдать за языковыми явлениями, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Участвуя в учебном диалоге, дети практически учатся оформлять диалогическое высказывание, различать особенности диалогической и монологической речи, описывать объект, характеризовать качества.
Одними из наиболее действенных средств развития связной речи являются творческие письменные работы - сочинение и изложение. С детьми мы пишем сочинения на материале:
• опыта учащихся (« Экскурсия в осенний лес»», « Как я делал подарок для мамы», « Моя любимая игра»),
• на основе прочитанных рассказах («Почему я смеялся, читая рассказ Н.Носова»),
• на воображении («Если бы я стал волшебником», «Если бы я очутился в сказке»).
Большую роль в развитии коммуникативных способностей отвожу работе над связной речью, как в письменной, так и устной форме. Предлагаю детям следующие задания:
1. Определить тему и основную мысль текста.
2. Исправить ошибку в последовательности пунктов плана в соответствии с текстом.
3. Составить:
-текст из данных предложений.
-рассказ по вопросам.
- рассказ по предложенному плану.
-рассказа по одной картине или серии картин.
-рассказ по опорным словам.
-рассказ по данному началу или концу.
-текст-повествование, текст – описание, текст- рассуждение с опорой на
план-схему.
Организация проектно - исследовательской деятельности создает благоприятные условия для формирования коммуникативной и социальной компетенций учащихся. Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Дети учатся работать по инструкции. Для каждого проекта прописываются этапы работы над проектом, деятельность учителя, деятельность учащихся. На уроках организую коллективную и индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся. Например, при знакомстве с толковыми словарями («Слово, о котором я хочу рассказать»); с фразеологическими оборотами ( «О ком я хочу сказать «Золотое сердце»), межпредметные проекты («Как мы выращивали лук», «Памятники нашего города», «Исчезающие животные нашей области»).
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает обучение эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игровую деятельность использую в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета; в качестве урока (занятия) или его этапа; как технологию внеклассной работы.
Для формирования и развития языковой компе¬тенции использую на уроках технологию моделирования. Одной из трудностей при обучении родному языку является и то, что язык как особая система долгое время не существует в сознании ребенка. Ему надо перейти от непроизвольного пользования речью к произвольному, воспринять язык как особый предмет изучения. Наглядное моделирование формирует сенсорные предпосылки для развития речевых умений. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными, доступными осознанию. Схема – опора – это модель изучаемого языкового материала, изображение его «устройства», главных черт, взаимоотношения частей. Наглядное моделирование использую при изучении орфограмм, для закрепления понимания частей речи и их грамматических категорий, логико-грамматических конструкций и формировании связного речевого высказывания. Модели – символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент звукопроизношения, облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Используемые модели включают стилизованные изображения реальных предметов, схемы.
Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:
• умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;
• умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение;
• умение убеждать и уступать;
• способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
• умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
• способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
• осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Положительным результатом своей деятельности по формированию коммуникативной компетенции младших школьников считаю:
• проявление у учащихся интереса к знаниям, желание учиться, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми, получать необходимую информацию;
• по результатам 3 лет уровень обученности составляет 100%;
• победы детей в муниципальных предметных олимпиадах для обучающихся I ступени обучения (литературное чтение – 2 место, окружающий мир – 3 место);
• участие детей во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Китендо» ( диплом III степени), «КИТ»;
• участие в муниципальных этапах конкурса научно-исследовательских проектов «Премьера» среди обучающихся I ступени обучения (2 место).
Формирование и развитие коммуникативной компе¬тенции является надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех учебных предметов в школе, во внеурочной деятельности, во взаимодействии с социумом. Для того, чтобы человек стал успешным в наш век информации, нужно в совершенстве владеть главным преимуществом - речью. Именно речь является действительным пропуском в мир успешных и преуспевающих, она безошибочно характеризует человека, его возможности, образование, культуру.
Мой педагогический опыт востребован в кругу коллег. Делюсь им на открытых уроках, мастер-классах, выступлениях на методических объединениях, педагогических советах. Являюсь участником интернет -сообществ «Сеть творческих учителей», «Прошколу», «Педсовет» с целью обсуждения проблем, возникающих в процессе обучения, обмена и изучения опыта.
Опыт по формированию коммуникативной компетенции младших школьников может быть полезен учителям начальных классов, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
Литература
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Управление начальной школой. – 2009. -№2. – С.4-10.
2. Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство. Язык, дискурс и личность. Тверь.: Изд-во ТГУ, 1990
3. Е.Д. Божович. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. – «Вопросы психологии», 1988, № 4.
4. Гончарик Л.В. «Влияние групповой работы на формирование и развитие учебной мотивации»//Начальная школа,-2008.-№11.-с.45
5. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 43 – 45
http://www.proshkolu.ru/user/xyd38/