Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Добавлено: 05 фев 2015 09:11
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников посредством развития творческой активности в условиях интегрированного обучения (слайд 1)
Мы живем в России, поликультурном и многонациональном государстве.
В современных условиях осложнившейся геополитической обстановки перед учителем встает крайне нелегкая задача: воспитать младшего школьника достойным гражданином нашей великой страны, не просто обывателем, а патриотом, который знает и помнит историческое прошлое своей Родины. Выполнения аналогичной цели всегда было сложно добиться, а уж сегодня тем более. С экранов телевизоров и в социальных сетях, активными пользователями которых в настоящее время являются практически все дети, всё чаще встречаются двусмысленные высказывания, которые детский неокрепший ум может воспринять не должным образом. Дети в силу своих возрастных особенностей большую часть предлагаемой информации воспринимают буквально, дословно.
Целью моей работы стало формирование личности младшего школьника, как человека нравственного, культурного и деятельного гражданина (слайд 2).
Для достижения вышеуказанной цели был разработан ряд задач:
• формировать представления о символах государства;
• формировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
• активизировать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• формировать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
• формировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, и её народах;
• повышать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края, города;
• формировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего края, своей страны;
• сформировать уважение к защитникам Родины.
Проанализировав методическую литературу по данному направлению, я отметила для себя, что очень многие учителя одной из задач при реализации подобных программ ставят формирование активной гражданской позиции. Первый вопрос, который напрашивался: что же означает «активная гражданская позиция»? как же может младший школьник выразить свою гражданскую позицию, да еще и активно? Вторым вопросом, на который мне пришлось искать ответ, стал вопрос «пресловутой активности» не редко неуправляемой, а то и направляемой не в нужное русло. Ответ напрашивался сам собой – активность не должна быть бездумной, безрассудной и неконтролируемой. В качестве контроля над гражданской позицией и активностью я для себя объявила хорошо сформированное чувство патриотизма.
Активная гражданская позиция (слайд 4) – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Каким образом в таком сложном и многогранном понятии может проявить себя ученик начальной школы, по сути маленький ребенок? Хотя дети еще не могут самостоятельно принимать важные для них же решения, но уже в этом возрасте они способны выразить свое отношение, свою любовь к Родине.
На первом этапе (слайд 5) (диагностический сентябрь 2011-декабрь 2011) с целью выявления знаний и отношения первоклассников к Родине детям была предложена следующая анкета (вопросы зачитывались детям вслух).
Анкета
«Что такое Родина?»
1. Знаешь ли ты, что значит слово «Родина»?
А) место, где я живу.
Б) место, где я родился.
2. Как нужно относиться к своей Родине?
А) нужно любить и уважать.
Б) можно любить и уважать.
3. Кого называют патриотом?
А) того, кто любит и уважает свою Родину
Б) любого человека.
Результаты анкетирования представлены на слайде 4.
Далее было проведено анкетирование родителей с целью выяснения предпочитаемых детьми видов творческой деятельности (слайд 5).
Результаты проведенного анкетирования были заложены в основу плана работы (слайд 6), который включал в себя следующие направления (слайд 7): 1. урочная деятельность, 2. внеурочная деятельность, 3. работа с родителями, 4. информационное сопровождение. С первого класса я учу своих детей умению творчески выражать свое отношение к окружающей действительности, к Родине.
Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах школьника можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам.
Эта задача успешно решается за счет этапа рефлексии, который стал обязательным к применению на каждом уроке в связи с введением ФГОС НОО. Умение ребенка оценивать себя, свою работу на уроке – показатель уровня гражданского самосознания младших школьников. На уроках используются такие средства самооценки как «Лесенка успеха», «Светофор», «Рисование смайлов» и т.д.
В процессе поиска наиболее эффективных методов и приемов я пришла к выводу, что использование одной, даже самой успешной технологии не сможет отвечать всем требованиям к образовательному процессу. Вывод напрашивался сам собой - использование разнообразных методик и технологий организации образовательного процесса.
Следует отметить, что при организации данного процесса было учтено наличие в классе детей, обучающихся по программе VIIвида. Данные учащиеся так же активно вовлекались во все виды деятельности и достигали высоких результатов.
Итак, для достижения поставленной цели мной были включены в календарно-тематическое планирование уроков русского языка творческие работы по развитию речи, содержащие информацию патриотического и исторического характера (Обучающее изложение «Дети и война», сочинение по сюжетным картинкам «Весна 1945 года» и т.д.). При проведении изложения использовалосьсопровождение в виде интерактивной презентации.
Благодатной почвой для работы над реализацией программы являются уроки окружающего мира. В цикле уроков («Век бед и побед», «Вставай, страна огромная», «Трудовой фронт России», «Нет в России семьи такой», «После великой войны»), посвященном изучению период ВОв, ребята будут работать над проектами, темы и формы представления которых выберут самостоятельно.
В связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в планирование уроков музыки и в рабочую программу были внесены изменения - изучение музыки и песен времен Великой Отечественной войны - 17 часов (из расчёта 15 минут 1 раз в 2 недели от урока «Музыка»).
На уроках литературного чтения и во внеклассной работе была организована работа над творческим проектом «Нам не нужна война». В ходе реализации проекта дети выбирали те формы представления интересующей их информации, в которых они смогли бы наилучшим образом раскрыть свое отношение к важным историческим событиям.
- конкурс чтецов (2011-2012 уч.г., 4-я четверть, 2012-2013 уч.г., 2 четверть, 2014-2015 у.г., 2 четверть). На данном этапе дети выразительно читали стихотворения на военную тематику.
- конкурс сочинений «Война в жизни моей семьи», где ребята рассказали о своих предках, принимавших участие в ВОв.
Для наиболее полной реализации программы был разработан план мероприятий, охватывающих внеурочную деятельность учащихся (слайд 9):
- инсценировка военно-патриотической песни (2013-2014 уч.г., 2 четверть). Лучшая постановка была представлена на школьном смотре-конкурсе инсценированной военно-патриотической песни (2013-2014 уч.г., 3 четверть).
- конкурс рисунков «Эх, путь-дорожка фронтовая» (2011-2012уч.г.), «70-летие Победы» (2014-2015уч.г.).
- Посещение мемориального комплекса в г. Моршанске (май 2014г.).
- посещение музея;
- совместные мероприятия с центрально районной библиотекой (Познавательный час, Наш край в годы ВОв);
- встреча с ветеранами Вов.
Главными помощниками при реализации программы должны были стать родители (слайд 10). Для них также был разработан цикл мероприятий, включающих в себя анкетирования («Знаю ли я творческие интересы своего ребенка?»), консультации, индивидуальные беседы, родительское собрание «Растим патриота».
Одной из важнейших задача современного образования стало информационное сопровождение (слайд 11). С этой целью на личном сайте (panova.esy.es) выложены материалы о ходе реализации программы: анкеты и их результаты, фотографии с мероприятий, лучшие сочинения, рисунки.
В январе 2015 года было проведено промежуточное анкетирование детей с целью выяснения степени эффективности комплекса проведенных мероприятий.
Анкета
«Что такое Родина?»
1. Знаешь ли ты, что значит слово «Родина»?
А) место, где я живу.
Б) место, где я родился.
2. Как нужно относиться к своей Родине?
А) нужно любить и уважать.
Б) можно любить и уважать.
3. Кого называют патриотом?
А) того, кто любит и уважает свою Родину
Б) любого человека.
4) Считаешь ли ты себя патриотом?
А) да
Б) нет
Результаты анкетирования представлены на слайде 12.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод (слайд 13): дети, несмотря на поток негативной информации, представляемой СМИ, стремятся стать достойными гражданами своей Родины. В силу возраста, они еще пока что не могут выражать активно свою гражданскую позицию, но посредством вовлечения в активную творческую деятельность показывают свое отношение к историческому прошлому своей страны.
Подробнее с материалами вы можете ознакомиться на моем персональном сайте panova.esy.es
Презентацию к данному материалу можно увидеть, перейдя по ссылке https://docs.google.com/file/d/0B22ipj2 ... ZMRGs/edit
Мы живем в России, поликультурном и многонациональном государстве.
В современных условиях осложнившейся геополитической обстановки перед учителем встает крайне нелегкая задача: воспитать младшего школьника достойным гражданином нашей великой страны, не просто обывателем, а патриотом, который знает и помнит историческое прошлое своей Родины. Выполнения аналогичной цели всегда было сложно добиться, а уж сегодня тем более. С экранов телевизоров и в социальных сетях, активными пользователями которых в настоящее время являются практически все дети, всё чаще встречаются двусмысленные высказывания, которые детский неокрепший ум может воспринять не должным образом. Дети в силу своих возрастных особенностей большую часть предлагаемой информации воспринимают буквально, дословно.
Целью моей работы стало формирование личности младшего школьника, как человека нравственного, культурного и деятельного гражданина (слайд 2).
Для достижения вышеуказанной цели был разработан ряд задач:
• формировать представления о символах государства;
• формировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
• активизировать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• формировать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
• формировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, и её народах;
• повышать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края, города;
• формировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего края, своей страны;
• сформировать уважение к защитникам Родины.
Проанализировав методическую литературу по данному направлению, я отметила для себя, что очень многие учителя одной из задач при реализации подобных программ ставят формирование активной гражданской позиции. Первый вопрос, который напрашивался: что же означает «активная гражданская позиция»? как же может младший школьник выразить свою гражданскую позицию, да еще и активно? Вторым вопросом, на который мне пришлось искать ответ, стал вопрос «пресловутой активности» не редко неуправляемой, а то и направляемой не в нужное русло. Ответ напрашивался сам собой – активность не должна быть бездумной, безрассудной и неконтролируемой. В качестве контроля над гражданской позицией и активностью я для себя объявила хорошо сформированное чувство патриотизма.
Активная гражданская позиция (слайд 4) – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Каким образом в таком сложном и многогранном понятии может проявить себя ученик начальной школы, по сути маленький ребенок? Хотя дети еще не могут самостоятельно принимать важные для них же решения, но уже в этом возрасте они способны выразить свое отношение, свою любовь к Родине.
На первом этапе (слайд 5) (диагностический сентябрь 2011-декабрь 2011) с целью выявления знаний и отношения первоклассников к Родине детям была предложена следующая анкета (вопросы зачитывались детям вслух).
Анкета
«Что такое Родина?»
1. Знаешь ли ты, что значит слово «Родина»?
А) место, где я живу.
Б) место, где я родился.
2. Как нужно относиться к своей Родине?
А) нужно любить и уважать.
Б) можно любить и уважать.
3. Кого называют патриотом?
А) того, кто любит и уважает свою Родину
Б) любого человека.
Результаты анкетирования представлены на слайде 4.
Далее было проведено анкетирование родителей с целью выяснения предпочитаемых детьми видов творческой деятельности (слайд 5).
Результаты проведенного анкетирования были заложены в основу плана работы (слайд 6), который включал в себя следующие направления (слайд 7): 1. урочная деятельность, 2. внеурочная деятельность, 3. работа с родителями, 4. информационное сопровождение. С первого класса я учу своих детей умению творчески выражать свое отношение к окружающей действительности, к Родине.
Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах школьника можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам.
Эта задача успешно решается за счет этапа рефлексии, который стал обязательным к применению на каждом уроке в связи с введением ФГОС НОО. Умение ребенка оценивать себя, свою работу на уроке – показатель уровня гражданского самосознания младших школьников. На уроках используются такие средства самооценки как «Лесенка успеха», «Светофор», «Рисование смайлов» и т.д.
В процессе поиска наиболее эффективных методов и приемов я пришла к выводу, что использование одной, даже самой успешной технологии не сможет отвечать всем требованиям к образовательному процессу. Вывод напрашивался сам собой - использование разнообразных методик и технологий организации образовательного процесса.
Следует отметить, что при организации данного процесса было учтено наличие в классе детей, обучающихся по программе VIIвида. Данные учащиеся так же активно вовлекались во все виды деятельности и достигали высоких результатов.
Итак, для достижения поставленной цели мной были включены в календарно-тематическое планирование уроков русского языка творческие работы по развитию речи, содержащие информацию патриотического и исторического характера (Обучающее изложение «Дети и война», сочинение по сюжетным картинкам «Весна 1945 года» и т.д.). При проведении изложения использовалосьсопровождение в виде интерактивной презентации.
Благодатной почвой для работы над реализацией программы являются уроки окружающего мира. В цикле уроков («Век бед и побед», «Вставай, страна огромная», «Трудовой фронт России», «Нет в России семьи такой», «После великой войны»), посвященном изучению период ВОв, ребята будут работать над проектами, темы и формы представления которых выберут самостоятельно.
В связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в планирование уроков музыки и в рабочую программу были внесены изменения - изучение музыки и песен времен Великой Отечественной войны - 17 часов (из расчёта 15 минут 1 раз в 2 недели от урока «Музыка»).
На уроках литературного чтения и во внеклассной работе была организована работа над творческим проектом «Нам не нужна война». В ходе реализации проекта дети выбирали те формы представления интересующей их информации, в которых они смогли бы наилучшим образом раскрыть свое отношение к важным историческим событиям.
- конкурс чтецов (2011-2012 уч.г., 4-я четверть, 2012-2013 уч.г., 2 четверть, 2014-2015 у.г., 2 четверть). На данном этапе дети выразительно читали стихотворения на военную тематику.
- конкурс сочинений «Война в жизни моей семьи», где ребята рассказали о своих предках, принимавших участие в ВОв.
Для наиболее полной реализации программы был разработан план мероприятий, охватывающих внеурочную деятельность учащихся (слайд 9):
- инсценировка военно-патриотической песни (2013-2014 уч.г., 2 четверть). Лучшая постановка была представлена на школьном смотре-конкурсе инсценированной военно-патриотической песни (2013-2014 уч.г., 3 четверть).
- конкурс рисунков «Эх, путь-дорожка фронтовая» (2011-2012уч.г.), «70-летие Победы» (2014-2015уч.г.).
- Посещение мемориального комплекса в г. Моршанске (май 2014г.).
- посещение музея;
- совместные мероприятия с центрально районной библиотекой (Познавательный час, Наш край в годы ВОв);
- встреча с ветеранами Вов.
Главными помощниками при реализации программы должны были стать родители (слайд 10). Для них также был разработан цикл мероприятий, включающих в себя анкетирования («Знаю ли я творческие интересы своего ребенка?»), консультации, индивидуальные беседы, родительское собрание «Растим патриота».
Одной из важнейших задача современного образования стало информационное сопровождение (слайд 11). С этой целью на личном сайте (panova.esy.es) выложены материалы о ходе реализации программы: анкеты и их результаты, фотографии с мероприятий, лучшие сочинения, рисунки.
В январе 2015 года было проведено промежуточное анкетирование детей с целью выяснения степени эффективности комплекса проведенных мероприятий.
Анкета
«Что такое Родина?»
1. Знаешь ли ты, что значит слово «Родина»?
А) место, где я живу.
Б) место, где я родился.
2. Как нужно относиться к своей Родине?
А) нужно любить и уважать.
Б) можно любить и уважать.
3. Кого называют патриотом?
А) того, кто любит и уважает свою Родину
Б) любого человека.
4) Считаешь ли ты себя патриотом?
А) да
Б) нет
Результаты анкетирования представлены на слайде 12.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод (слайд 13): дети, несмотря на поток негативной информации, представляемой СМИ, стремятся стать достойными гражданами своей Родины. В силу возраста, они еще пока что не могут выражать активно свою гражданскую позицию, но посредством вовлечения в активную творческую деятельность показывают свое отношение к историческому прошлому своей страны.
Подробнее с материалами вы можете ознакомиться на моем персональном сайте panova.esy.es
Презентацию к данному материалу можно увидеть, перейдя по ссылке https://docs.google.com/file/d/0B22ipj2 ... ZMRGs/edit