Галкина А.В. » 14 ноя 2011 08:35
Особенности стандартов нового поколения -нацеленность образовательного процесса на достижение планируемых результатов развития личности,реализация деятельностной парадигмы образования,понимание стандарта как общественного договора ,- требуют внесения серьёзных изменений в организацию системы оценивания.
С учетом положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивающих его реализацию документов, а также результатов опытно-экспериментальной отработки механизмов внедрения ФГОС в практику образовательной деятельности можно сформулировать следующие принципы построения системы оценки достижения планируемых результатов:
1)использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
2)осуществление оценочной деятельности на основе принципа распределения ответственности между субъектами образовательной деятельности, сочетания внешней и внутренней оценки;
3)комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
4)оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе оценки способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
5)сочетание персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифщированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
6)критериалъностъ оценивании в сочетании с уровневым подходом к разработке и представлению планируемых результатов образования, инструментария их оценивания, а также достигнутых результатов;
7)вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся, приобретающих в процессе участия в этой деятельности предусмотренные стандартом навыки самооценки и взаимооценки;
8)оценка, наряду с конечными (итоговыми) результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования, динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в процессе овладения опытом различных видов деятельности; применение накопительной системы оценивания (портфолио);
9)использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
10)использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений;
11)направленность оценочной деятельности на обеспечение продуктивного сотрудничества педагогов, ученика, его родителей путем совместной выработки и применения единого понимания критериев, принципов и механизмов оценочной деятельности;
12)совместная разработка и принятие всеми членами педагогического коллектива единых принципов оценочной деятельности, обеспечивающих преемственный переход от безотметочной системы обучения в 1 классе к тра-диционному оцениванию результатов образовательной деятельности на последующих
этапах обучении, и в дальнейшем - к особенностям оценивания на ступени основного общего образования.
13) постепенность перехода к новой системе оценивания, которую невозможно сразу внедрить на уровне образовательного учреждения в законченном и неизменяемом виде.