В Москве состоялось заседание итоговой коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, посвященное деятельности ведомства в 2022 году и задачам на 2023 год.
Выступая с приветственным словом на итоговой коллегии, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова отметила важнейшую роль учителей и наставников в формировании личности человека и поблагодарила всех учителей страны за их ежедневный труд.
«Педагоги и наставники наряду с семьей являются ключевыми людьми для ребенка, воспитывающими ответственность за поступки, опыт правильного поведения. Необходимое сегодня объединение и сплочение общества невозможно без союза: ребенок, семья, педагог и наставник. Поэтому в Год педагога и наставника хочу поблагодарить всех учителей нашей страны, вас, уважаемые педагоги и наставники, за ежедневную слаженную работу», – сказала Татьяна Голикова.
Она напомнила, что без квалифицированных педагогов невозможно решить задачи, которые сегодня стоят перед страной. Поэтому в Год педагога и наставника нужно не только повысить внимание к профессии учителя, но и усилить интерес молодежи к педагогике, привлечь в педвузы творческих, активных абитуриентов, которые после окончания вузов пойдут работать в школу.
Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко напомнил, что Минпросвещения России продолжает активно работать над укреплением в стране единого образовательного пространства, занимается подготовкой педагогических кадров, открывает новые школы и детские сады, проводит капитальные ремонты, создает современную инфраструктуру, позволяющую детям развиваться.
«Жизнь меняется очень быстро, и мы должны меняться. Но для того, чтобы это осознавали все наши граждане: дети, родители, необходима огромная просветительская работа. Министерство занимается этим», – заключил Андрей Фурсенко.
О создании новой линейки учебников истории и обществознания рассказал помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский.
«Ведущие ученые страны под руководством Минпросвещения занимаются подготовкой новых единых учебников истории и обществознания. В основе любых сообщаемых детям сведений должно лежать стремление рассказать правду не только о том, что было, но и о том, что происходит сегодня», – пояснил Владимир Мединский.
В основном докладе Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов обратил внимание на то, что Россия опережает плановые показатели по вхождению в десятку ведущих стран по качеству общего образования. В 2022 году планировалось достичь значения 13,25, но Россия смогла выйти на показатель 10,5.
«Таким образом, мы идем с опережением на год и уже фактически вошли в десятку. Это говорит о слаженной работе регионов, школьных команд, муниципальных органов развития образования», – заявил Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения России также сообщил, что были превышены показатели по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Он обратил внимание на то, что, несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, сборные команды российских школьников смогли принять участие в международных олимпиадах и завоевали 43 медали из 43 возможных, продемонстрировав лучшие результаты по количеству полученных золотых медалей за последние десять лет.
Сергей Кравцов рассказал о ходе строительства и капитального ремонта школ и детских садов, о развитии системы дополнительного образования, о важности воспитательной работы.
«Мы опираемся на достижения отечественной педагогики, строим суверенную систему образования, основа которой – наши духовно-нравственные ценности. И с этого пути мы не свернем», – заявил Министр просвещения Российской Федерации.
Министр труда и соцзащиты Антон Котяков в своем выступлении напомнил, что вопросы профориентации и занятости молодых людей остаются ключевыми в межведомственном взаимодействии.
«Мы совместно с Минпросвещения работаем над созданием нового сервиса «Стажировки и практики», который будет открыт в сентябре на портале «Работа России». Это хороший пример того, как два ведомства с учетом своих зон ответственности формируют совместные решения, которые помогают нашим гражданам в получении новых знаний и формировании своей карьерной траектории», – рассказал Антон Котяков.
Он также сообщил, что в настоящее время проводится серьезная трансформация системы среднего профессионального образования и программа «Профессионалитет», сконцентрированная под потребности работодателей, даст возможность молодым людям учиться, а затем находить интересную и хорошо оплачиваемую работу.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков информировал о проекте, посвященном развитию инженерного образования и разработке программы для ребят, интересующихся физикой, математикой, химией и информатикой.
«Повышение качества высшего инженерного образования немыслимо без совместной работы с коллегами из Минпросвещения России. Поэтому сегодня мы завершаем разработку специальной программы на стыке высшей и общеобразовательной школ, посвященной развитию у ребят интереса к таким предметам, как физика, математика, химия, биология и информатика. Активная подготовка школьников – одна из приоритетных наших совместных задач в 2023 году. И действовать необходимо системно и последовательно», – подчеркнул Валерий Фальков.Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сообщил о новых возможностях, которые открываются перед современными школами благодаря цифровизации. Он информировал, что сегодня доступ в интернет имеют все школы страны.
«Везде выстроена современная инфраструктура. Wi-Fi подключен к 20% объектов, почти в восьми регионах уже закончена работа в полном объеме. Для коммуникаций в школьных чатах должна использоваться российская платформа, для личных целей можно использовать любые мессенджеры»,– подчеркнул Максут Шадаев.
В 2022 году был совершен переход на новую модель регламентации образовательной деятельности, которая решила проблемы бюрократизации. Этим поделился в докладе руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Впервые будет проведен аккредитационный мониторинг по трем уровням: школа, система СПО, вузы. Осенью его пройдут свыше 45 тысяч образовательных организаций.
«Это позволит определить болевые точки и сформировать рекомендации по повышению качества образования», – резюмировал Анзор Музаев.
Председатель комиссии Госсовета России по направлению «Образование», губернатор Севастополя Михаил Развожаев рассказал об опыте работы советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями в Севастополе, о развитии системы среднего профобразования. Он отметил, что «2022 год принес как региону, так и всей стране много вызовов в сфере образования, с которыми удалось справиться». Одним из важных аспектов работы стали еженедельные внеурочные занятия «Разговоры о важном» в школах.
«Сейчас мы смело можем говорить, что «Разговоры о важном» состоялись: они идут во всех школах, дети очень активно в них участвуют, сами инициируют дополнительные темы и с удовольствием выполняют домашние задания», – заявил глава Севастополя.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила важность работы Минпросвещения по сохранению родных языков.
«Благодарю коллег из Минпросвещения за совместную работу по сохранению родных языков, в частности за поддержку олимпиады школьников по родным языкам народов России, результаты которой дали шанс выпускникам получить льготы при поступлении в вузы-соорганизаторы», – сказала она.
О важных законодательных изменениях рассказала председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова, она также затронула вопрос снижения бюрократической нагрузки на учителей.
«В нашем внимании темы, связанные с отношением к труду педагога, к статусу учителя. По поручению Президента мы приняли закон об исключении понятия «образовательная услуга». Вместе с Минпросвещения приняли закон о федеральных основных образовательных программах – в народе его называют законом о единых учебниках. Еще один важнейший закон – о дебюрократизации. И работа по снижению нагрузки на учителя продолжается», – прокомментировала Ольга Казакова.
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022» Дмитрий Лутовинов сообщил, что конкурс «Учитель года России» ежегодно объединяет более 100 тысяч педагогов по всей стране, он способствует не только повышению профессионального мастерства учителей, но и привлечению в школу молодых людей.
«Впечатления и опыт, которые дает этот конкурс, помогут стать его участникам наставниками для молодых педагогов, для ребят, которые только собираются пойти в профессию, и даже для учителей с опытом», – отметил Дмитрий Лутовинов.
Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль рассказал о совместной работе Минпросвещения с обществом «Знание» – о реализации более чем 25 масштабных федеральных проектов и 3 тысяч мероприятий для школьников, учителей и родителей из всех регионов, в том числе новых.
«В этом году в числе проектов – открытие Года педагога и наставника, фестиваль наставничества, цикл фильмов «Наставники знаний», цикл военно-патриотических форумов, встречи с героями СВО, цикл предметных форумов для учителей, обучение советников по воспитанию и плотная работа с педвузами», – информировал Максим Древаль.
Председатель Комитета по СПО, профобучению и профориентации Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Комаров назвал последние два года плодотворными для системы среднего профобразования.
«Удачно стартовал совместный проект работодателей и Минпросвещения «Профессионалитет». Сегодня он объединяет 70 кластеров, 200 предприятий, более 200 колледжей и успешно продолжает свое развитие», – заключил Андрей Комаров.
Председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов сообщил, что в рамках федеральной программы совместная работа Минпросвещения России и корпорации развития «ВЭБ.РФ» по капитальному ремонту школ будет продолжена.
«Современная базовая инфраструктура требует и капитального ремонта, и возведения новых объектов. Потому мы всячески поддерживаем развитие формы государственно-частного партнерства. Несмотря на сложности, строятся первоклассные школы. Мы верим в эту модель, и она должна развиваться», – заявил Игорь Шувалов.
Председатель Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации Виталий Сурвилло рассказал, что в 2022 году при Общественном совете был создан Федеральный штаб родительского общественного контроля за программой капитального ремонта школ. Также при Общественном совете с прошлого года функционирует Совет учителей-блогеров, участники которого разрабатывают различные инициативы и проекты, привлекая внимание общества к профессии педагога.
«Сегодня Общественный совет при Минпросвещения России входит в пятерку лучших среди всех общественных советов при федеральных министерствах, а также в пятерку лучших по активности взаимодействия с Общественной палатой. И в этом немалая роль самого Министерства», – отметил Виталий Сурвилло.
В завершение заседания ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков поблагодарил Минпросвещения за внимание к развитию высшего педагогического образования.
«Мы видим, как за три года педвузы действительно преобразились. Сегодня они – драйверы движения непрерывного педобразования в регионах. Среди основных задач – укрепление единого образовательного пространства, создание ядра педагогического образования, подготовка учительских кадров, обновление инфраструктуры, создание педагогических технопарков», – резюмировал Алексей Лубков.
Запись трансляции итогового заседания коллегии Минпросвещения России можно посмотреть по ссылке.